Подготовка менеджеров в условиях цифровой трансформации отрасли на основе активного использования ИИ в учебном процессе

Подготовка менеджеров в условиях цифровой трансформации отрасли на основе активного использования ИИ в учебном процессе
Вызовы цифровой эпохи требуют новых подходов в подготовке управленческих кадров для транспортной отрасли. Сегодня успех будущего менеджера определяется не только владением классическими знаниями и hard skills, но и способностью эффективно применять инновационные цифровые инструменты, включая искусственный интеллект (ИИ), на всех этапах профессионального и образовательного цикла.

Именно эту парадигму закрепляет распоряжение Правительства РФ № 255-р и Транспортная стратегия до 2035 года, направляя вузы транспорта на опережающее развитие компетенций будущего.

Зачем нужен ИИ менеджерам транспорта

В эпоху быстрой цифровизации авиационная отрасль сталкивается с растущими объемами данных, потребностью в автоматизации бизнес-процессов, управлении рисками и персонализированной оптимизации перевозок. Без владения инструментами ИИ современному менеджеру становится всё сложнее принимать эффективные решения, соответствовать требованиям безопасности, экологичности и клиенториентированности.

В мировой практике и ведущих университетах транспорта (MIT, Embry-Riddle, ITMO, МГТУ ГА) ИИ уже используется для:

  • организации индивидуальных траекторий обучения;
  • анализа big data для решения кейсов управления перевозками и логистикой;
  • симуляции управленческих ситуаций и стресс-тестирования команд;
  • автоматизированной обратной связи и оценки soft skills студентов.

Как интеграция ИИ трансформирует образовательный процесс
Концепция подготовки менеджеров до 2035 года акцентирует, что ИИ пронизывает всю образовательную экосистему:

  • Адаптивные платформы обучения корректируют цифровую траекторию студента на основе его реальных успехов;
  • Виртуальные тренажеры и цифровые двойники позволяют тренировать управленческие решения без риска для реального бизнеса;
  • ИИ-ассистенты и аналитические панели обеспечивают мгновенную поддержку преподавателя, оптимизируют работу с большими группами;
  • Big data и Learning Analytics дают возможность быстро выявлять потенциальные образовательные дефициты и точки роста как у индивидуального студента, так и у всей группы.
Практические шаги — от идей к результатам

Внедрение модулей ИИ-грамотности и обучения работе с данными в базовые дисциплины и кейс-форматы.

Использование ИИ для автоматизации рутинных процедур, создания индивидуальных заданий, виртуального наставничества.

Включение в программы проектов с реальными авиакомпаниями, где студенты решают задачи анализа больших данных, внедрения логистических ИИ-моделей, строят цифровые профили.

Поддержка преподавателей: обучение новым платформам, создание центра обмена опытом, мониторинг этических аспектов внедрения ИИ.

Перспективы для студентов и преподавателей

Активное использование ИИ позволяет:

  • персонализировать обучение;
  • ускорить формирование профессиональных и аналитических компетенций;
  • повысить объективность и оперативность оценки;
  • подготовить выпускников к работе с цифровыми сервисами авиакомпаний и транспортных IT-команд.

Итог
Интеграция ИИ — это не дань моде, а необходимое условие для подготовки конкурентоспособных менеджеров в авиационной индустрии будущего, способных эффективно решать задачи новой цифровой транспортной среды.

Ваше мнение важно для нас — какие цифровые и ИИ-инструменты вы считаете приоритетными для включения в образовательный процесс?

Миндрин С.И.

mindrinsi@spbguga.ru

ru_RURussian